22 декабря в очередной раз наша школа встречала гостей: учителя представляли опыт, а ученики показывали свои умения работать в команде и самостоятельно, демонстрировали высокое качество предметной подготовки и творчества.
В этот день на базе нашей школы состоялась презентационная площадка, цель которой представить опыт работы по организации проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности на учебных и внеучебных занятиях с обучающимися разных уровней общего образования.
Участниками презентационной площадки стали педагоги учреждений дополнительного образования (МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов»), воспитатели дошкольных организаций (МБДОУ №6, МКДОУ №8, МКДОУ №14, МБДОУ №18, МБДОУ ЦРР), учителя школ города (МБОУ СШ №2, МАОУ СШ №3, МБОУ СШ №9) и района (МКОУ «Крыловская СОШ», МКОУ «Новосельская СОШ», МКОУ «Ювинская СОШ», МКОУ «Нижнеиргинская СОШ»).
Планируемым и фактическим результатом стало понимание значимости организации проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности в формировании универсальных учебных действий обучающихся; оценка возможности использования представленного опыта при реализации программ разных предметных областей.
Программа мероприятий началась с мотивационной встречи в актовом зале школы: Захарова Светлана Васильевна, директор школы, приветствовала всех и напутственными словами пожелала продуктивной работы, Колчанова Елена Николаевна, организатор проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности в МБОУ СШ №1, актуализировала важность темы, которая объединила участников встречи, описала модель «Школы научного поиска» и особенности содержания работы с учениками 1-4, 5-6 и 7-11 классов. Ведущими мотивационной встречи были юные ученые — старшеклассники Ахтямов Айдар, Розанова Екатерина и Ловыгина Анна. В своем выступлении они подчеркнули, что «….настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком…», «…но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно, и у него огромное желание узнавать и открывать все новое и непознанное…».
Основная часть презентационной площадки называлась «Час открытия секретов: сто вопросов, сто ответов». Учителям предстояло, посетив учебные и внеучебные занятия, вместе с детьми ответить на вопросы: «Сколько килограммов макулатуры нужно собрать, чтобы сохранить одну ель в лесу?», «Можно ли увидеть своими глазами то, что за спиной?», «Можно ли считать исследованием работу с текстом?», «Возможно ли стать обладателем Президентской и Губернаторской премии, выращивая картофель, капусту или лимонник?». Первыми помощниками в этом стали учителя, организующие активную работу на занятиях: Ширингина Лариса Валентиновна, учитель начальных классов, Иванова Ираида Николаевна, учитель физики, Сыропятова Надежда Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Сыропятова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов».
Став участниками или наблюдателями занятий, педагоги смогли оценить эффективность экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий.
Обсуждение этого состоялась в ходе Рефлексивного круга – завершающего мероприятия презентационной площадки. Подводя итоги насыщенной работы в течение дня, её участники еще раз смоли проанализировать и сравнить понятия «проект и проектная задача», «исследование и проектирование», «эксперимент и опыт».
Завершилось обсуждение и презентационная площадка в целом словами великого ученого Альберта Энштейна: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса». И это не касается только детства. Видеть чудеса во всем и в любом возрасте – возможность развиваться, удивляться и делать открытия. Такую возможность предоставляет «Школа научного поиска» для всех желающих учителей и детей с 1 по 11 класс.